вторник, 6 августа 2013 г.

"Английский с мамой шаг за шагом". Шаг 5. Часть 2

Шаг 5: Пускаем в ход детские книги с картинками - Часть 2.
Как это работает?

Посмотрите, как просто и естественно все происходит, когда мы читаем детям на родном языке: ребенок подрастает, расширяется объем речи, которую он понимает, «Лукоморье» приходит на смену «Нашей Тане» и «Курочке Рябе». Поначалу ребенок понимает только отдельные слова «курочка», «деда», «плачет», мама показывает на картинки, поясняет. Постепенно ребенок начинает понимать предложения целиком. Малыш, возможно, изображает, как баба и деда плакали, или как они пытались разбить яичко. 

Именно такой плавный переход от одного уровня к другому (от «Курочки» к Пушкину) дает возможность ребенку постепенно осваивать родной литературный язык. Если начальный этап выпустить и начать читать поздно и сразу с Пушкина – ребенку, думаю, будет трудно – ведь литературные произведения содержат большой объем слов, которые мы не употребляем в повседневной речи. Откуда бы малыш, которому до этого не читали, смог узнать, что такое «гневиться», «молвить» или «изумруд»? Регулярно слушая сказки, стихи и другие литературные произведения, ребенок улавливает смысл этих непонятных поначалу слов – этому способствует то, что мама или папа поясняют, показывают на картинку. Однако ребенок может уловить смысл и без посторонней помощи – если услышит слово несколько раз в различном понятном ему контексте. 

Например, если он услышит, что кто-то построил ладью, то в его головке отложится, что ладья - это нечто, что можно построить (значит, точно не животное, например!). Затем он услышит, что герой произведения плыл на ладье. Тут уж и совсем понятно становится – ведь ребенок уже знает, что люди плавают на различных судах – тут он и догадается, что ладья – это разновидность судна. 
Аналогично с английским: сначала вы будете «читать» им очень простые вещи, у малыша сформируется определенный словарный запас (пассивный, т.е. он понимает слова, хотя сам их еще не употребляет). Постепенно, с ростом малыша будут «расти» и книжки, и мамин или папин английский и понимание ребенком английской речи.

Что же делать, если вы все-таки начинаете позже? Ничего страшного – лучше позже, чем никогда! Поговорите с ребенком, переведите все в игру. Можно подключить старших к обучению младших. Если это еще уместно для ребенка – он может обучать своего мишку: переводить для него, помогать Мишке правильно показывать картинки и т.д. 

Где взять детские книги на английском?

В чем преимущества чтения детям книг на английском? Вам на первых порах необязательно иметь англоязычные книги, особенно если ребенок на родном языке читать не умеет. Используйте книги с большим количеством картинок – как с текстом, так и без него. 
Когда вам все-таки будет нужен текст, вы можете просто подписать снизу по-английски. Можно, например, скачать в Интернете текст «Золушки» по-английски и вклеить в русскую книгу или даже раскраску. Используя скачанный текст можно сделать самодельные книжки, рисунки к которым дети постарше могут выполнить сами. 

Ну и, конечно, можно купить настоящие англоязычные книги. Сейчас и среди книг изданных российскими издательствами стали появляться неплохие образцы. Мы, тем не менее, предпочитаем использовать иностранных издательств – как неадаптированные (в меньшей степени), так и специально созданные для деток, изучающих английский. 

Кроме того, мы используем словари в картинках. Первый плюс таких словарей – огромное количество разнообразной лексики с иллюстрациями на все основные темы. Второй плюс – слова приведены по-английски, т.е. если вы, например, не в курсе как по-английски морские свинки – все подписано. Но на первых порах достаточно просто книжки с картинками про животных – на родном языке, либо вообще без текста. Для детей постарше можно попробовать полистать русскоязычную иллюстрированную детскую энциклопедию – просто сосредоточьтесь пока на словах, которые вы сами знаете. 

И последнее: читайте по-английски совсем понемногу, но регулярно, например, несколько раз в неделю или каждый день по две-три минуты. Ну и, конечно, если ребенку будет нравиться, и он сам будет вас просить почитать – смело увеличивайте время и читайте столько, сколько захотите!