пятница, 16 августа 2013 г.

Что должен усвоить ребенок еще до поступления в школу:


I.             ЗНАНИЯ О СЕБЕ И СВОЕЙ СЕМЬЕ

Следующие вопросы помогут выявить уровень данных представлений:
1. Назови свою фамилию, имя, отчество, возраст.
2. Знаешь ли ты свой домашний адрес?
3. Укажи фамилию, имя, отчество родителей и близких родственников.
4. Где они работают?

5. Вспомни домашний телефон, а также рабочие телефоны мамы и папы, бабушки…
6. Если родителей нет дома (вечером и в выходные дни), где они могут быть? Как их найти?
7. Ты заблудился в большом магазине, на незнакомой улице. Что ты будешь делать?
8. Ты один дома. Тебя настойчиво просят открыть дверь (пришли из школы, милиции, домоуправления). Что ты сделаешь?
9. Отгадай загадки о себе:
·         один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши);
·         между двух светил и в середине один (нос);
·         всю жизнь ходят в обнимку, а обогнать друг друга не могут (ноги);
·         если б не было его, не сказал бы ничего (язык).

II. УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ВОСПИТАННОСТИ

1.      Воспитание добрых чувств, чуткости, умения прийти на помощь
При воспитании добрых чувств важна специальная ориентация на других людей, в том числе обездоленных. В каждом случае периодически важны комментарии родителей о жизни людей, имеющих трудности (старики, инвалиды, сироты и т.д.) Задумайтесь над вопросом: как наши дети относятся к нам? В народе недаром говорят, что человека нужно оценивать и по отношению к матери. Предлагаем в этой связи провести мини-эксперимент: куда сядет ваш ребенок? 
Если ваш ребенок безоговорочно выбирает стул рядом с мамой, папе следует задуматься о своем отношении с ребенком. Если ребенок захотел сесть между родителями, радуйтесь: он относится к вам примерно одинаково. Но если ребенок захотел сесть отдельно куда-то подальше  – малышу в семье одиноко, тоскливо. Уделите ему значительно больше внимания и любви.

2.      Уровень трудолюбия

·          Какие постоянные трудовые обязанности имеет ваш шестилетний ребенок?
·         Охотно ли откликается на поручения? Часто ли проявляет инициативу в выполнении трудовых дел?


·          Выполняет ли дело до конца, или бросает его, встретившись с трудностями, или переключается на легкие, интересные дела?
·          Качество труда: степень аккуратности, отсутствие суетливости и лишних движений.
·          Мотивация труда ребенка: делает, чтобы помочь, или работает, чтобы получить похвалу.

3.      Выражение себя и своего отношения к окружающему в изобразительной деятельности

Очень хорошо показывают дети свое отношение к членам семьи в рисунках.
Кроме того, характер детских работ отражает семейную атмосферу.
Предложите шестилетке нарисовать рисунок на тему «Моя семья»:
·         с удовольствием взялся – любит свою семью, дом, в котором он живет;
·         отказывается рисовать семью – с ней связаны неприятные ассоциации;
·         кого первого нарисовал – самая большая значимость для ребенка;
·         по величине нарисовал сам себя большого – ориентирован на себя, т. е. истероидный тип;
·         наоборот, сам очень маленький – показатель малозначимости в семье;
·         гигантская мама и маленький папа – нарушена психологическая гармония в семье. Мама значима;
·         все фигуры очень маленькие – у ребенка депрессия, подавленность, тревога;
·         ноги большие – признак места в семье, ноги маленькие – неустойчивая позиция в семье;
·         голова заштрихована, спиной к родителям – ушел в себя;
·         закрытое лицо – ребенок не любит быть в семье;
·         рот, губы большие, яркие – признак агрессии;
·         девочка рисует себе глаза с ресницами – хочет нравиться;
·         пауза во время рисования, стирает или зачеркивает нарисованный образ – испытывает страх перед этим человеком;
·         все члены семьи в ячейках – семья недружная, многие отчуждены;
·         наличие телевизора, ковра – этому отдает предпочтение ребенок;
·         рисует просто дом вместо семьи – испытывает нежелание идти туда, дом для ребенка – источник угроз;
·         присутствие в рисунках куклы или собаки – не хватает тепла в семье, ребенок ищет общение с животными и игрушками;
·         много мелких деталей в рисунке – не хватает общения с близкими;
·         много черных штрихов – испытывает тревогу;
·         отказывается использовать цветные карандаши – низкая самооценка у ребенка, ощущение тревожности;
·         если ребенок нарисует себя в центре листа, значит, чувствует себя значимым, если внизу – значит, самым зависимым.

4. Знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику

ОБЩАЯ ЭРУДИЦИЯ
Знания об окружающем мире: времена года, растительный и животный мир, быт людей (одежда, обувь, постель, посуда, техника), правила поведения, дорожного движения и т. д.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Ребенок должен знать:
·         цифры, знаки «+» и «–»;
·         смежные числа в пределах 10 («соседи числа»);
·         количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);
·         простейшие геометрические фигуры.


Ребенок должен уметь:
·         читать числа до 20;
·         считать до 20 (прямой и обратный счет);
·         решать арифметические задачи в одно действие на «+» и «–»;
·         ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;
·         решать примеры в пределах 10 (или 20);
·         пользоваться часами без секундной стрелки.

УРОВЕНЬ УСТНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Ребенок должен знать:
·         алфавит;
·         средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);
·         ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

Ребенок должен уметь:
·         проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;
·         различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;
·         выделять ударение в словах;
·         устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);
·         обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

Речь как показатель готовности к школьному обучению:
·         ясное произношение всех звуков родного языка;
·         умение ребенка говорить тихо – громко – тихо, менять темп речи: быстро – медленно – быстро;
·         использование в речи средств интонационной выразительности, умение выразительно прочитать стишок;
·         уровень культуры речевого общения: разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;
·         умение вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
·         умение объяснить своими словами смысл пословицы, стихотворения.

УРОВЕНЬ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
·         развитие мелкой моторики пальцев рук;
·         умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;
·         умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.

УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ
·         умение выполнять действие классификации (подбирать предметы по общим признакам-одежда, мебель, транспорт и т.д.);
·         умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие (Н-р: яблоко – это фрукт, который растет в саду.);
·         умение строить простейшие умозаключения (определять причинно-следственные связи, проводить сравнение предметов).

       5.    Навыки учебной деятельности. Мотивационная готовность ребенка к школе

Чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться к школьной жизни и построить отношения в новом коллективе, всмотритесь в вашего ребенка вот с каких позиций:
·         умеет ли ребенок слышать ваши указания и слушаться, в разумных пределах, с первого раза?


·         обучен ли он управлять своим поведением (хочется поиграть, а мама попросила посмотреть за младшей сестренкой);
·         усвоены ли нравственные нормы жизни в коллективе:
– основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;
– умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать, сопереживать.
·          умеет ли ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без вашего личного контроля и присутствия;
·         каков уровень организованности и самостоятельности;
·         каковы мотивы желания идти в школу (потому что купят портфель, надоело быть маленьким и ходить в детский сад, в школе я узнаю много нового, интересного).