I.
ЗНАНИЯ О СЕБЕ И СВОЕЙ СЕМЬЕ
Следующие
вопросы помогут выявить уровень данных представлений:
1. Назови
свою фамилию, имя, отчество, возраст.
2. Знаешь
ли ты свой домашний адрес?
3. Укажи
фамилию, имя, отчество родителей и близких родственников.
4. Где
они работают?
5. Вспомни
домашний телефон, а также рабочие телефоны мамы и папы, бабушки…
6. Если
родителей нет дома (вечером и в выходные дни), где они могут быть? Как их
найти?
7. Ты
заблудился в большом магазине, на незнакомой улице. Что ты будешь делать?
8. Ты
один дома. Тебя настойчиво просят открыть дверь (пришли из школы, милиции,
домоуправления). Что ты сделаешь?
9. Отгадай
загадки о себе:
·
один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши);
·
между двух светил и в середине один (нос);
·
всю жизнь ходят в обнимку, а обогнать друг друга не могут (ноги);
·
если б не было его, не сказал бы ничего (язык).
II.
УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ВОСПИТАННОСТИ
1.
Воспитание добрых чувств,
чуткости, умения прийти на помощь
При
воспитании добрых чувств важна специальная ориентация на других людей, в том
числе обездоленных. В каждом случае периодически важны комментарии родителей о
жизни людей, имеющих трудности (старики, инвалиды, сироты и т.д.) Задумайтесь
над вопросом: как наши дети относятся к нам? В народе недаром говорят, что
человека нужно оценивать и по отношению к матери. Предлагаем в этой связи
провести мини-эксперимент: куда сядет ваш ребенок?
Если
ваш ребенок безоговорочно выбирает стул рядом с мамой, папе следует задуматься
о своем отношении с ребенком. Если ребенок захотел сесть между родителями,
радуйтесь: он относится к вам примерно одинаково. Но если ребенок захотел сесть
отдельно куда-то подальше – малышу в
семье одиноко, тоскливо. Уделите ему значительно больше внимания и любви.
2.
Уровень трудолюбия
·
Какие постоянные трудовые обязанности имеет ваш шестилетний ребенок?
·
Охотно
ли откликается на поручения? Часто ли проявляет инициативу в выполнении
трудовых дел?
·
Выполняет ли дело до конца, или бросает его, встретившись с трудностями, или
переключается на легкие, интересные дела?
·
Качество труда: степень аккуратности, отсутствие суетливости и лишних движений.
·
Мотивация труда ребенка: делает, чтобы помочь, или работает, чтобы получить
похвалу.
3. Выражение
себя и своего отношения к окружающему в изобразительной деятельности
Очень
хорошо показывают дети свое отношение к членам семьи в рисунках.
Кроме
того, характер детских работ отражает семейную атмосферу.
Предложите
шестилетке нарисовать рисунок на тему «Моя семья»:
·
с
удовольствием взялся – любит свою семью, дом, в котором он живет;
·
отказывается
рисовать семью – с ней связаны неприятные ассоциации;
·
кого
первого нарисовал – самая большая значимость для ребенка;
·
по
величине нарисовал сам себя большого – ориентирован на себя, т. е. истероидный
тип;
·
наоборот,
сам очень маленький – показатель малозначимости в семье;
·
гигантская
мама и маленький папа – нарушена психологическая гармония в семье. Мама
значима;
·
все
фигуры очень маленькие – у ребенка депрессия, подавленность, тревога;
·
ноги
большие – признак места в семье, ноги маленькие – неустойчивая позиция в семье;
·
голова
заштрихована, спиной к родителям – ушел в себя;
·
закрытое
лицо – ребенок не любит быть в семье;
·
рот,
губы большие, яркие – признак агрессии;
·
девочка
рисует себе глаза с ресницами – хочет нравиться;
·
пауза
во время рисования, стирает или зачеркивает нарисованный образ – испытывает
страх перед этим человеком;
·
все
члены семьи в ячейках – семья недружная, многие отчуждены;
·
наличие
телевизора, ковра – этому отдает предпочтение ребенок;
·
рисует
просто дом вместо семьи – испытывает нежелание идти туда, дом для ребенка –
источник угроз;
·
присутствие
в рисунках куклы или собаки – не хватает тепла в семье, ребенок ищет общение с
животными и игрушками;
·
много
мелких деталей в рисунке – не хватает общения с близкими;
·
много
черных штрихов – испытывает тревогу;
·
отказывается
использовать цветные карандаши – низкая самооценка у ребенка, ощущение
тревожности;
·
если
ребенок нарисует себя в центре листа, значит, чувствует себя значимым, если
внизу – значит, самым зависимым.
4.
Знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику
ОБЩАЯ
ЭРУДИЦИЯ
Знания
об окружающем мире: времена года, растительный и животный мир, быт людей
(одежда, обувь, постель, посуда, техника), правила поведения, дорожного
движения и т. д.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Ребенок должен знать:
·
цифры,
знаки «+» и «–»;
·
смежные
числа в пределах 10 («соседи числа»);
·
количественный
состав чисел в пределах 10 (состав числа);
·
простейшие
геометрические фигуры.
Ребенок должен уметь:
·
читать
числа до 20;
·
считать
до 20 (прямой и обратный счет);
·
решать
арифметические задачи в одно действие на «+» и «–»;
·
ориентироваться
на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;
·
решать
примеры в пределах 10 (или 20);
·
пользоваться
часами без секундной стрелки.
УРОВЕНЬ УСТНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Ребенок должен знать:
·
алфавит;
·
средства
интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);
·
ряд
стихов, потешек, загадок, считалок.
Ребенок должен уметь:
·
проводить
звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в
слове;
·
различать
и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;
·
выделять
ударение в словах;
·
устно
пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);
·
обводить
и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.
Речь как показатель готовности к школьному обучению:
·
ясное
произношение всех звуков родного языка;
·
умение
ребенка говорить тихо – громко – тихо, менять темп речи: быстро – медленно –
быстро;
·
использование
в речи средств интонационной выразительности, умение выразительно прочитать
стишок;
·
уровень
культуры речевого общения: разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не
прерывать без извинения двух говорящих людей;
·
умение
вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз
рассказывать сказки, рассказы;
·
умение
объяснить своими словами смысл пословицы, стихотворения.
УРОВЕНЬ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
·
развитие
мелкой моторики пальцев рук;
·
умение
создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;
·
умение
правильно держать ручку, карандаш, кисть.
УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ
·
умение
выполнять действие классификации (подбирать предметы по общим признакам-одежда,
мебель, транспорт и т.д.);
·
умение
давать определение знакомого понятия через род и видовое различие (Н-р: яблоко
– это фрукт, который растет в саду.);
·
умение
строить простейшие умозаключения (определять причинно-следственные связи,
проводить сравнение предметов).
5.
Навыки учебной деятельности.
Мотивационная готовность ребенка к школе
Чтобы
будущему первокласснику было легче адаптироваться к школьной жизни и построить
отношения в новом коллективе, всмотритесь в вашего ребенка вот с каких
позиций:
·
умеет
ли ребенок слышать ваши указания и слушаться, в разумных пределах, с первого
раза?
·
обучен
ли он управлять своим поведением (хочется поиграть, а мама попросила посмотреть
за младшей сестренкой);
·
усвоены
ли нравственные нормы жизни в коллективе:
–
основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;
–
умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства,
разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать,
сопереживать.
·
умеет ли ваш ребенок произвольно
действовать, работать в коллективе без вашего личного контроля и присутствия;
·
каков
уровень организованности и самостоятельности;
·
каковы
мотивы желания идти в школу (потому что купят портфель, надоело быть маленьким
и ходить в детский сад, в школе я узнаю много нового, интересного).